В Березном презентовали проект о деревянных церквях, на который государство выделило 1.5 млн. гривен

193

17 марта большой автобус с группой киевских журналистов прибыл в Чернигов, к ним присоединились черниговские, и все вместе отправилась в поселок Березное Менского района. Цель этой поездки — презентация книги-альбома кандидата философских наук, книгоиздателя Александра Савчука “Знищені шедеври української деревяної сакральної архітектури”, автора Стефана Андреевича Таранушенко. Такие же презентации намечено провести в ближайшее время в Киеве, Харькове и других местах.

В книгу вошли разделы о пяти украинских церквях, из них три с территории Черниговщины: Новомлинская церковь, Пакульская и Вознесенская из Березного. На сегодня Вознесенской церкви, возведенной в 1789 году уже нет, но Александру совместно с группой единомышленников удалось восстановить в книгах ее облик, благодаря фотографиям, чертежам и описаниям церкви, подготовленным выдающимся исследователем украинской архитектуры Стефаном Таранушенко.

Во время экспедиции в с. Пакуль Черниговской области. Слева направо: С. А. Таранушенко, Ф. Ковальчук, Д. Г. Чукин, П. М. Жолтовский. Фотография 1928
Сохранившиеся фотографии такого хорошего качества, что, по мнению Александра Савчука, не каждый современный фотограф может сделать подобные в условиях церкви.

Центральная часть иконостаса Березнянской церкви 18 столетия хранится сейчас в Национальном Художественном музее Украины. Фотография 1928 года (из архива Александра Жилы)

Александр Савчук сообщил, что материалы этой книги “родные”, то есть подготовленные Стефаном Таранушенко, а он лишь упорядочил и скомпоновал их.
Но он не сказал во время презентации, что уже не раз использовал эти материалы для переиздания книги в форме пересмотренного или нового издания, и каждый раз он, как этого требует издательский процесс, вносил в нее изменения, касающиеся содержания или формы.
Основой этих книг стала монография Стефана Таранушенко, над которой автор работал в общей сложности с 1916 по 1968 г.г. и которая содержит более тысячи страниц машинописного текста, 576 фотографий и чертежей. Книга вышла только в 1976 году под скромной обложкой на 336 страницах в издательстве «Будівельник», но в существенно сокращенном формате, по причинам, описанным краеведом Андреем Парамоновым.
Известно о переизданиях этой книги, в разном формате и с разными ценами, начиная от 550 гривен и выше. В 2012 года краеведческая книга “Деревянная монументальная архитектура Левобережной Украины” автора Стефана Таранушенко была издана в Харькове/
Затем за эту книгу взялся Александр Савчук и издал в 2014 и 2017 годах полную рукопись монографии.
И вот сейчас — презентация книги 2021 года “Знищені шедеври української дерев’яної сакральної архітектури. Книга з доповненою реальністю”.
В этот раз книга была издана при поддержке Украинского культурного фонда в рамках программы «Культура плюс» по гранту 3PLUSI-26196.

— Это была обычная конкурсная процедура, — рассказывает Александр о взаимодействии с фондом. — Мы подготовили и защищали программу проекта. Надо было выполнить требования по связям с общественностью, популяризации проекта, размещении книг. На его реализацию от государства поступило полтора миллиона гривен, из них 20 процентов государство забирает на налоги.
— Хочется, чтобы тираж достиг хотя бы 1 000 экземпляров. Сейчас книги уже разосланы по 250 государственным учреждениям Украины, в Чернигове она есть в нескольких местах.


Во время презентации Александр много говорил об уничтожении в 30-х годах прошлого столетия украинской сакральной архитектуры, когда это стало государственной политикой, как элемента уничтожении украинской идентификации. В том числе уничтожении советской властью Вознесенской церкви, но не указал конкретных данных по этому поводу.
В то же время сотрудник музея Задохина Галина Дмитриевна работающая в музее 40 лет, сообщила, что церковь просуществовала 150 лет, разрушаясь постепенно. И когда от нее остались пеньки, то их убрали. А восстанавливать ее в те времена желающих не было.
Черниговский историк Александр Бондарь, занимающийся в этом проекте и присутствующий на презентации, сказал:
— Я не очень доверяю воспоминаниям и мнениям людей, время искажает истину. Исследователю необходимо иметь 5-6 точек зрения на проблему, чтобы сделать правильный вывод.
В духе времени в заголовке презентованной книге появилась “ дополненная реальность” — размещенные в конце каждого раздела QR–коды, сканируя которые, можно увидеть 3d-модель несохранившихся храмов. Пять моделек для каждой церкви разрабатывают архитекторы и программисты из Харькова и Тернополя. Так как они работают уже три месяца, не ограничивая свое время, то на выполнение каждой модели ушло 120-130 тысяч гривен. Пока в рабочем состоянии только одна модель, остальные вот — вот будут готовы.
— Сейчаса вся молодежь находится в смартфонах, поэтому такой ход мы применили для привлечения прежде всего молодежи, — пояснил Александр Савчук.
Даже та модель, что уже выложена в интернете, нас откровенно говоря, — не впечатлила и отдавать за подобную работу — 120-130 тысяч гривен — это просто нонсенс. Никакой детализации, отсутствует возможность «осмотреть» здание церкви изнутри, да и вообще выглядит это все, как будто кто-то сделал по-быстрому на коленке некий макет для галочки. Какую практическую и культурную ценность несут подобные 3d-модели, — остается лишь догадываться, сомнительно и то, что таким образом можно популяризировать забытую историю деревянных храмов в молодежной среде. При этом черно-белые фото, сделанные Таранушенком в 20-х годах прошлого века выглядят гораздо более эффектно, нежели современные 3d-модели…. При этом сам издатель книги и автор проекта сообщил журналистам, что именно работа над 3d-моделями церквей была фишкой данного проекта и именно поэтому нужны были столь большие объемы денежных средств.

Вознесенская церковь 1759-1761 гг. Уничтожена. Внешний вид с северо-востока. Фотография Стефана Таранушенко, 1928 г.

3d-модель, 2021 год, сделанная командой программистов и архитекторов за сотни тысяч гривен

Стоило ли выделять на такой проект 1.5 млн. гривен, чтобы сделать его «современным» — большой вопрос. Но после презентации остался некий неприятный осадок, так как «современность» эта блекнет на фоне той колоссальной работы, которую провел Таранушенко еще в прошлом веке. Возможно стоило ограничиться классическим переизданием, дабы сэкономить средства Украинского культурного фонда?
Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Предыдущая статьяТрехнедельный «перерыв»: в Раде думают над изменением календарного плана сессии из-за локдауна в Киеве
Следующая статьяНаважився: Владислав Атрошенко зробив щеплення від COVID-19